1-->2 -->3
Красивый снимок кометы
Введение
В этой заметке я поделюсь с Вами методами получения красивого кадра кометы. Весь процесс получения готового к распечатке снимка можно разделить на три части - выбор оборудования, собственно съемка и последующая обработка. Второй пункт особенно важен, ведь качественные исходники обладают большим потенциалом, который можно раскрывать неограниченно широко, осваивая новые и новые программы и методы обработки, ставя перед собой иные цели и даже просто обрабатывая старые кадры с другим настроением можно неожиданно улучшить прежний результат. Конечно, удача в виде яркой кометы на темном небе тоже играет свою роль, но если Вы окажетесь неподготовленными к ее появлению, то удача быстро улетит во внешние области Солнечной системы.. :)
ЧАСТЬ 1. Выбор оборудования
1.1 ОБЪЕКТИВ
Критерий верного направления - высокое качество изображение при большой светосиле.
Для редких, особо крупных комет, появляющихся раз в десятилетия хорошо использовать широкоугольные объективы типа Samyang 14мм 2.8, Zenitar 16мм 2.8 и др. Мне еще так не везло, но для знаменитых комет 20го века вроде Весты и Когоутека эти объективы оказались бы кстати.
Более частые (раз в год - два) гостьи на нашем небе, достигающие 4-6й звездной величины, требуют объективов с фокусом 50-85мм: Canon 50мм 1.4, Волна 50мм 1.9, SMC Takumar 50мм 1.4, Canon 85мм 1.8...
Ежегодные, сравнительно яркие кометы 7-9й звездной идеально уместятся в объективе с фокусным расстоянием 135, 200 или даже 300мм. Мои любимые объективы в этом диапазоне такие: Canon 135мм 2.0, МСЗМ-7К 300мм 5.6.
Объективы с фокусным расстоянием 500-1000мм и больше есть далеко не у всех любителей астрономии, к тому же они более требовательны к монтировке. Зато с их помощью можно увидеть множество деталей хвоста ярких комет или просто хорошо "вытянуть" какую-нибудь невзрачную комету-козявочку. Такое оборудование как правило обладает светосилой 4.0 - 6.3, иногда даже 8.0. Но область применения светосил 8.0 - 10.0 ограничена: для сравнительно слабых комет придется давать длинную экспозицию, что трудно обеспечить при таком серьезном фокусном расстоянии. Среди таких устройств хороши апохроматы (но очень дороги), редкие Ричи-кретьены, Гамильтоны и даже привычные всем телескопы Ньютона. В частности, Ньютон 150мм 5.0, Ньютон 200мм 5.0. Разнообразные спрямители поля, редусеры (для АПО и Ричи) и корректоры комы (для Ньютонов) - приветствуются, тк частенько на видимость деталей хвоста может повлиять даже небольшое виньетирование, а качество звезд по краю кадра сильно зависит от наличия комы в оптической системе.
1.2 МОНТИРОВКА
Счастливые обладатели сверхмощных компьютеров и безразмерного количества свободного времени иногда умудряются делать прекрасные фотографии даже на монтировке EQ-1! Не говоря уже о простых неподвижных штативах. Нормальным же людям стоит посоветовать что-нибудь получше :)
Дело в том, что количество деталей на итоговом снимке сильно зависит от накопления на каждом исходном кадре - оно должно быть предельно возможным. А обеспечить такую экспозицию позволяет лишь монтировка с часовым ведением (компенсирующая вращение планеты) и, желательно, качественной механикой. Ну а в типичном случае не особенно ярких комет идеально было бы иметь возможность организовать автогидирование. Опишу монтировки с которыми я имел дело.
- Ioptron Sky Tracker. Сверхкомпактная экваториальная монтировка, общим весом порядка 2кг, с грузоподъемностью 2-3кг. Позволяет давать выдержку в фокусе 50мм 2-3минуты. Удобно применять для широкоугольной съемки комет до 6-8й звездной. Используется в комплекте с фото-штативом, который следует купить отдельно.
- EQ3. Тоже китайская штука, но уже на треноге и с несколько большей грузоподъемностью. Если научиться выставлять ее полярную ось и снабдить ее двигателями (которые обычно в комплект не входят), то при тщательной балансировке выдержку 2-3минуты она обеспечит даже в фокусах до 300мм. Автогид с ней - задачка еще та, а вот так называемое "рукоглазое" гидирование она вполне поддерживает.
- HEQ-5. Вот мы и добрались до нормальных монтировок. Нет, это совсем не hi-end, хотя по цене так не кажется )) Эта монтировка должна быть стандартным устройством в арсенале каждого любителя астрономии. Добротно сделанное железо, не сильно раздражающий искатель полюса, уверенные моторы и довольно точные шестерни в комплекте с двумя типами пультов и портом автогида делают ее универсальным солдатом на астро-поле боя :) Она легко потянет телескопы до 150мм в диаметре, а при переборке механики и удачном экземпляре, можете рассчитывать на нормальную работу с автогидом даже 180-190мм Ньютона, правда светосильного.
- AZ EQ6 GT. Да, это то самое чудо китайского телескопостроения от которого "удовольствие гарантировано" :) Ее грузоподъемности с запасом хватает на 250мм Ньютон средней светосилы вместе с гидирующим 90мм рефрактором! Все узлы добросовестно перебраны, диаметр шестеренок увеличен, мощность двигателей на высоте, искатель полюса более чем приятный... счастье есть!!! А вот как делать с ней автогид.
- EQ8. После прочтения предыдущего абзаца могло сложиться впечатление, что нет предела совершенству, и его действительно нет :) Наш следующий пациент - генерал китайских монтировок, уверенно нацеливающий даже мощный 300мм телескоп в любую точку неба. Как-нибудь я соберусь с духом и перечислю все генеральские фишки. А пока просто скажу - да, это железо действительно стоит своих космических денег.
- WS-180/240/360. Такой же флагманский уровень грузоподъемности и точности ведения обеспечивают украинские монтировки от фирмы "Белый лебедь", особенно для тех, кто любит все настраивать руками и дорабатывать напильником. В отличие от китайских со-товарищей, здесь простор для подобной деятельности воистину широк!
1.3 КАМЕРА
История фотографии знает показательные примеры, когда узнаваемые во всем мире снимки делались на фотик старого мобильного телефона или камеру обскура из листочка А4. Жаль, что съемка комет это область, касающаяся довольно слабых по сравнению с повседневной жизнью объектов и выбору камеры мы вынуждены уделять и время и деньги. Много денег!
- Пленочные фотоаппараты. Примерно с 1999го до 2005го я довольно много снимал на пленку, теперь же эта область для нашей цели совершенно неконкурентноспособна.
- Цифромыльницы. При все своей дешевизне они все-таки могут помочь получить снимки довольно ярких комет. Хотя результат разочаровывает, особенно если мыльница не поддерживает RAW. Подробнее про астрофото с мыльницами.
- Цифровые зеркальные аппараты. Пожалуй, большинство удачных кометных кадров на сегодня были сделаны именно такими аппаратами! При выборе бюджетной фотокамеры уделите внимание старым, но толковым моделям: Canon 350D, 400D, 450D, 500D, 550D, 30D, 40D. Cредние финансовые возможности позволят Вам приобрести надежного друга из линейки: 50D, 60D, 70D. А избавиться от кругленькой суммы лучше всего купив малошумящий полноразмерный Canon 6D или кого-нибудь из его ближайшего окружения :)
- ПЗС-матрицы. Их преимущество в лучшем соотношении сигнал-шум, особенно у ч/б версий. Недостаток очевиден - трудности с получением цвета и большая стоимость. Их штатные средства позволяют охлаждать приемный чип до десятков градусов ниже температуры окружающей среды. Матрицы больше применяются профессиональными астрономами из-за возможности проводить фотометрические и астрометрические измерения объектов на кадре, то есть совершать исследования и открытия. Для целей художественной съемки сгодятся почти любые матрицы стоимостью от 500-700у.е. Я применяю SBIG ST 8300M (спасибо Стасу Короткому) и QHY2Pro (спасибо Саше Плахе). Более дешевые ПЗС-ки целесообразно применять для гидирования (очень рекомендую ч/б QHY5 II-L).
1-->2-->3
Астробиблиотека