Тёмная сторона белки. | Астрономические мероприятия, наблюдения звездного неба в Крыму!

Тёмная сторона белки.

велопоход, велотурист, велосипедная прогулкаБольшинство людей к словосочетанию "тёмная сторона" наверняка добавит слово "силы". А вот про тёмную сторону белки навряд ли кому доводилось слышать. Мне же довелось не только услышать это выражение, но ещё и увидеть эту самую сторону вживую :)

Утро 8го сентября.

Итак, я в Крыму! Полазав самостоятельно по "пещерному" монастырю Качи-Кальон солнечным утром, я вспомнил о том, что познакомился с человеком, работающим в Обсерватории, и он обещал мне провести экскурсию по городку Научный, показать, собственно, обсерваторию, телескопы, и, конечно, звёзды.

К ночи я как раз успевал добраться, и, созвонившись с Сергеем (именно так зовут моего нового знакомого), я туда и отправился. Первое, что меня удивило, когда я вышел из автобуса в Научном - то, что на моих глазах каждый вышедший из автобуса поздоровался с каждым, кто шёл к остановке. Ну я подумал, что видимо все эти люди (человек 15 с той и другой стороны) друг друга знают и спокойно пошёл дальше. Однако и отойдя от автобуса все продолжали друг с другом здороваться. Несколько человек поздоровались и со мной, я автоматически ответил, перед этим поглазев по сторонам, проверив, точно ли это мне было сказано. Потихоньку добравшись до местной гостиницы, стал оформлять себе номер. Тут-то меня и нашёл Сергей. На вопрос, как, с улыбкой ответил: "Интуиция подсказала, что ты уже здесь".
Решив все текущие вопросы, идём на небольшую экскурсию по городку. Сергей, как и все остальные жители, по дороге здоровается с каждым. Выясняется, что так как городок небольшой, здесь и правда все друг друга знают и вежливым считается именно такое поведение. Сергей пояснил: "к вечеру все здороваться перестают, ибо видели друг друга уже по несколько раз".
Буквально за полчаса я узнаю о городке достаточно многое: чем он живёт, какие открытия в нём были совершены, какие телескопы к какой стране относятся
(да, и тут, к сожалению, есть деление территории на российскую и украинскую, даже можно границу пересечь никем не охраняемую, но это секрет), за что отвечает тот или иной наблюдательный пункт: есть телескопы, предназначенные для наблюдения за солнцем, есть для наблюдения за ближайшими к Земле объектами, один используется для наблюдения за Луной. Я вот не знал, что по Луне (по ее пепельному свету) можно следить за глобальным потеплением на Земле.
Вечером я посмотрел и на работу сотрудников обсерватории, которые наблюдали за показаниями каких-то графиков на своих компьютерах и что-то записывали, и на телескоп, и в телескоп, и просто на звёзды. Например, узнал, как выглядит Юпитер в небе, увидел знаменитых Медведиц и многое другое, на что  гораздо лучше смотреть глазами, чем просто про это читать.
По ходу экскурсии мы с Сергеем договорились, что завтра, 9го сентября, отправимся в поход к пещерному городу "Мангуп-Кале".

Утро 9го сентября.

Проснувшись, позавтракав, собрав рюкзаки и закупившись в ближайшем магазине продуктами, мы пешком из Научного отправились к селу Верхоречье. По дороге любовались прекрасными видами, благо Научный находится достаточно высоко над уровнем моря. А сам путь наш лежал вниз, и был нетрудным и достаточно интересным - мы прошли через древнее караимское кладбище, разорённое татаро-монголами. Эти варвары не поленились рубить каменные плиты, чтобы унизить местный народ. На отдельных плитах еще сохранились рисунки и надписи, которые, при желании, можно изучить подробнее, но у нас не так много времени.
Спустившись к селу, садимся на автобус, едем по долине Качи до села Баштановка, где берём на турбазе у Марата 2 велосипеда на прокат. Теперь дорога к Мангупу стала веселее: преодолев достаточно длинный подъём к селу Куйбышево мы выехали на шоссе и тут... Началось! Нас ждал спуск протяжённостью километров 5. Есть у одной русской группы строки в песне:

"Разгоняя до безумия свой велосипед,
Сжигая одежду и не чувствуя бед"

Вот и мы так же. Одежда, правда, давно "сожжена", снята то бишь, потому что погода великолепная - на небе ни облачка. Во время этого  потрясающего спуска в голове появилась мысль, что только ради него одного стоило ехать в Крым. Скорость была не менее 50 км/ч, можно было просто лететь над дорогой, не прилагая каких-либо усилий. Даже Сергей, привыкший, казалось, ко всему в походах, назвал этот спуск "Бомба!". Закончив спуск и пополнив запасы воды, мы съехали с шоссе на сельскую дорогу, по которой через некоторое время выбрались на плотину почти засохшего водохранилища в Новоульяновке. Вы видели когда-нибудь настоящее, огромное водохранилище? А высохшим до дна его представить можете? Вот и наш ЖПС не смог, показав что мы барахтаемся в воде вместе с велосипедами ))

белка

Перебравшись по дорожкам через сосновый лес, и бескрайние поля мангупской долины, мы увидели какую-то яму, напоминающую пещеру. Яма оказалась вырыта чёрными археологами, внутри находилось какое-то подобие древнего алтаря, но более точно понять, что же там когда-то было, почти нереально. Зато вокруг ямы росли несколько кустов кизила (кто не знает - ягода такая кисло-сладкая), который уже поспел и мы, конечно подкрепились и запаслись заодно витаминами на зиму.

Проехав ещё немного по лесу, мы увидели белку и остановились, чтобы её сфотографировать. Но так как она была высоко на дереве, да ещё и в контровом свете, на фотографии виден лишь её смутный тёмный силуэт, который и был дружно назван "Тёмной стороной белки".

Затем началась самая тяжёлая часть похода - подъём на Мангуп. Не буду описывать все тяготы и лишения этого подъёма, скажу лишь, что этот подъём того стоил, как минимум потому, что за подъёмом последовал спуск. Но не только. Когда мы поднялись наверх, нас встретил отряд индейцев и ковбоев Правда, когда они сказали нам, что мы экстремалы, а также "Вы что, на великах поднялись? Респект и уважуха!", мы поняли, что индейцы не настоящие. Видимо, какая-то компания решила устроить своим сотрудникам этакую экскурсию с условием, чтобы все были одеты в костюмы. Фотосессия у них, конечно, красивая получится. Как и у любого, кто заберётся наверх. Виды с горы открываются настолько потрясающие, что дух захватывает. Никакие остатки "пещерного" города, даже самые живописные, уже не нужны, стоит лишь встать возле обрыва и посмотреть туда, вдаль...

Мангуп на велосипеде, Ходжи-сала

А уж когда начинаешь спускаться с высоты примерно метров 600 на велосипеде, так и вовсе жизнь сказкой кажется! Едем домой!
После веселого спуска с горы нам ещё предстоял подъём по Змеиной балке. Причём поначалу подъём получился очень жёстким: пришлось велосипед взять буквально на руки и тащить вверх. Каждый шаг поднимал примерно на полметра вверх. Пройдя так метров 30, Сергей нахмурился и сказал "что-то я не помню таких подъёмов". Мне, скажу честно, эта фраза очень не понравилась. А уж когда он сказал, что надо спуститься обратно...
Обычно, кстати, спуск проще подъёма. Но этот был даже труднее: велосипед так и порывался удрать вниз, по такой дороге ехать было невозможно.
Спустившись, мы стали подниматься по грунтовке через балку под кронами вековых деревьев. Под конец дороги произошёл ещё один забавный случай. Издалека, метров за 50, мы заметили наверху машину и трёх странноватых человек возле неё. Быстренько спрятались в кусты, дабы не нарываться. Оказалось, это наркоманы стояли курили что-то, посмеиваясь таким характерным смехом и любуясь природой. Скоро закончили свои дела и, погрузившись в машину, уехали.
Мы же выбрались на дорогу, сверились с картой и поехали через широкое поле. Дорога шла вниз, скорость была где-то километров 30-35 в час. Казалось бы, можно наслаждаться поездкой. Если бы не одно но: уже темнело, и не видно было ничего дальше метра перед носом. Поэтому через это поле мы ехали с одной мыслью: "только бы тут не было какой-нибудь ямы или камня". Хотя вру, мысль была несколько другой: "только бы не навернуться!", и это я ещё смягчил.
Но вот поле закончилось переправой через реку Кача и мы выехали на родное шоссе Бахчисарай - Синапное и доехали по нему до Баштановки, где и оставили велосипеды.
Посмотрев показания спидометра, мы несколько обалдели: оказалось, за день мы проехали больше 60 километров, однако, впечатления, которые подарила эта поездка, поистине незабываемые!