Карпаты - 2012 | Астрономические мероприятия, наблюдения звездного неба в Крыму!

Карпаты - 2012

Отчет сей вышел необычным. Дело было так: недавно я обнаружил текстовый файл с недописанным отчетом по Карпатам, удивился, напрягся, уперся, за два дня дописал концовку, после чего сразу нашел второй такой же файл с давно дописанным отчетом ))) Дурная голова рукам покою не дает! Впрочем, так даже интереснее, случайно получился эксперимент по определению количества сохранившихся деталей похода годичной давности, изменению стиля письма и тд. Впрочем, не смею Вас более отвлекать своими монологами - пора в Карпаты! :)

Назаров С.В. август 2012 - август 2013.

Собственно, опус.

Наше карпатское путшествие началось с поезда. Загружаемся: я, Маша и Аня. Обычный состав под номером 295 "Симфер-Черновцы". В окнах вагонов были развешаны таблички "ночной скорый". И, судя по тому, что до Ивано-Франковска он шел больше 30 часов, скорым он был только по ночам, а летом они, как известно, короткие :) Духота не уходила даже с открытыми окнами. Более того, ливень, нещадно полоскавший нашу коробку начиная с Тернополя, понизить температуру в вагоне так и не смог.

В Дземброне

День 1.
Вокзал, ура! Чистенько, комфортно, и, что очень приятно, есть розетки! Заряжаем ноут, а заодно и проверяем почту в ожидании ребят. Подниматься на хребет мы решили через Дземброню, при плохой погоде это гораздо  проще, нежели из Квасов. Отыскиваю в инете адрес автостанции "М.Грушевского, 1" и иду туда на разведку.  Дождик прекратился, хорошо... правда, в глазах водителей проплывающих мимо меня машин читается желание  пересесть на байдарку, но все равно хорошо. Найдя искомую улицу, я поворачиваю обратно - время встречать основную группу.
Аля, Тема, Валера и Ира уже знакомы мне по майским походам, а в этот раз к ним добавился Алин папа Анатолий  Алексеевич, решивший исполнить давнюю мечту - взойти на Говерлу! Аля приветствует меня словами: "Классная погода! Где же обещанная жопа в виде ливня и +5?". Небо отвечает проливным дождем. Распределяем еду и снарягу по рюкзакам. Все! На старт! Добираемся до Грушевского, с трудом отыскиваем дом  номер 1, который автобусов вообще в глаза никогда не видел. Вот это новость! Приходится вернуться к  жд-вокзалу по наводке Ани и местных, совсем рядом с которым мы и отыскиваем автостанцию. Так у нас получилась незапланированная экскурсия по улицам города :)

Ближайшие рейсы на 8.15, 9.35 и 10.35. На 8.15 мы не успеваем, на 9.35 идет к Верховине с обратной стороны, без захода в Ильцы, поэтому мы покупаем билеты на 10.35. Плотно загружаемся в белый "богдан" и  отправляемся навстречу к приключениям. Часа через три выгружаемся под непрерывным дождем в Ильцах,  сразу подхватываемся предприимчивым местным перевозчиком и за 25 гривен с человека подъезжаем к верхней части Дземброни. Все! Дальше либо на буханках с джипами, либо пешком. Перебрасываемся парой слов с местными ребятами, тоже идущими к обсерватории, натягиваем дождевики и начинаем подъем.

Я погружаюсь воспоминания о нашем майском походе 2010 с Дискусом и компанией по Черногорскому хребту. По пути встречается изрядно почерневшая ежевика и корова, с довольным видом жующая траву на небольшой свалке. Очередной заряд ливня загоняет нас в хатку к гуцулам, торгующим брынзой: пресная 30грн за кг, соленая 50 грн за кг. Берем по полкило каждого вида, частично съедаем и, погревшись у гуцульского костерка,  вновь отправляемся на борьбу со стихией. Где-то через минут 20 подъема нашлось прекрасное место с водой, дровами и видами, где мы и разбили лагерь по соседству с большой компанией из Кишинева, второй день пережидающей здесь стихию.
Возле источника с импровизированным водосборничком в траве показывается что-то мелкое и красное. Я наклоняюсь и утыкаюсь носом в крохотный кустик с нанизанными на веточки блестящими брусничными бусинками. Да-а! Налетай! :) В Крыму такого нет. На радостях мы насобирали ее столько, что и на яблочно-брусничный компот хватило и на утреннюю овсянку осталось.

День 2.
А утро было..мммм! Солнечные лучи рассекали бескрайнюю небесную гладь, наполняя мягким светом паруса облаков. Едва проснувшиеся нежно-зеленые ели сонно качали пушистыми лапами, почесывая друг-другу спинки.
Насколько нехотя разводился костер вчера, настолько же легко затрещал он сегодня утром, терзая вкусными  запахами идущих мимо первых туристов. Большинство поднимались тихо и культурно, пряча фантики по  карманам, но последняя, сильно растянувшаяся группа молодежи, в горах, судя по поведению, была первый раз.

Вухатый камень

Старт! Попрощавшись с туристами из дружественной республики и приютившей нас поляной, мы идем по извилистой дорожке через завораживающий темный лес, упиваясь ароматами ароматами влажной хвои. Мерный шум, доносившийся откуда-то снизу, превратился в веселое журчание небольшого водопадика. Перейдя через игривую речушку, мы обогнали молодежь, фотографировавшуюся в русле, отдохнули и, объедая малину, подошли к маленькому ручейку. "Последний" - решил я и отдал команду набирать воду. Но так просто ручей нас не отпустил: в кустах обнаружились заросли первоклассной черники, которые поглотили сначала Аню, затем меня с Машей... Усилием воли морально-ягодное расползание удалось подавить, но за это время группа в полосатых купальникахотсняла-таки водопад со всех ракурсов и, пока мы одевали рюкзаки, заметно вырвалась вперед. Меня как-то не прельщало наслаждаться природой в таком окружении, поэтому я принял решение в духе 70-х: "Догнать и перегнать!".

Нелегко догонять, когда за плечами баул в 15 кг! Но на нашей стороне опыт, количество которого явно превосходило соответствующую величину конкурентов. На первых скалах мы ликвидировали отставание и даже вырвались вперед метров на 20. Затем, стартовав на минуту раньше, нам удалось закрепить успех и на следующем привале позволить себе немного попастись в ягодной чаще. К выходу на перемычку после Смотрича разрыв вырос минут до пяти, которые мы использовали на скидывание в сторону от тропы рюкзаков.

Все, теперь мы тоже налегке! Посмотрим, кто победит в бою на равных :) Порядком разогнавшись у подножия, мы легко обошли на склонах Черной горы головной отряд соперников, поджидавший потерявшийся хвост. Путь к обсерватории открыт! Еще рывок и мы оказываемся на высоте 2028м, рядом с удивительным сооружением 30х годов прошлого века, польской астрономической обсерваторией. Поработать ей так и не удалось, она была брошена и разграблена во время военных действий вскоре после завершения строительства.

Удивительно, но до сегодняшнего дня сохранилось много интересных деталей: части механизмов телескопа, кирпичи с фирменной символикой, разбитые батареи, проржавевшие трубы, куски генераторов и отопительный котел.
Побродив по величественным руинам, мы взяли курс на спуск к рюкзакам, приветствуя безнадежно застрявший на подъеме хвост бывших конкурентов.

обсерватория на Черной горе

Далее мы побаловали себя заслуженным обедом с костерочком на берегу солнечного озерца и с прекрасным настроением отправились преодолевать просторы Черногорского хребта, держа курс на Говерлу. К закату дорожка вывела нас к озеру Бребенескул, одному из самых высокогорных озер страны.
Дров на высоте под два километра не оказалось, поэтому мы снова воспользовались прелестями современной цивилизации и приготовили рис с рыбой на газу. С первыми звездами небо полностью очистилось от облаков и открыло нашему взору замечательный вих на хребет, залитый лунным светом.

День 3.
Ночью температура падала столь стремительно, что слабенький ветерок, который на равнине мы даже не заметили бы, после ужина быстро разогнал нас по палаткам. Но мой температурный прогноз (+5), оказался далек от реальности, оставившей по утру ледяную корочку на лужах.
Неохотно прощаясь с таким красивым местом, мы разобрали лагерь по рюкзакам и стали подниматься от озера по тропе-сокращенке, попутно объедая черничные месторождения. Возле одноименной горы, возвышающейся над нашим озером, делаем привал и устроив забег налегке на вершинку, продолжаем движение к Несамовитому. И, совсем скоро, мы выбрались на гребень с замечательным обзором на озеро и холмы на востоке.
На заплыв решилась лишь половина группы: сначала Ира с Валерой, затем Аня и завершили парад моржей я с Машей.

Ободренные и освежившиеся, получив по заветному финику с кусочком козинак, мы резво начали подъем обратно на хребет и, почти уже набрав высоту, остановились перед очередным труднопреодолимым  препятствием в виде чернично-голубиковых полей. Пятиминутный привал едва не стал пятидесятиминутным, лишь страшным моральным усилием мы смогли оторваться от необыкновенного горного лакомства. Окаймленный на севере речкой Тисой, Черногорский хребет завершается несколькими крутыми возвышенностями: Брескулом, Говерлой и Петросом. Могучие каменные россыпи, обрушенные древними геологическими силами, словно шрамы украшают их желтокожие бока.

озеро Несамовите

Легкий подъем и мы на горе Брескул, высотой 1950м. Вид на громадину Говерлу настолько завораживает, что становятся близки и понятны эмоции древних греков, любовавшихся куда более высоким, уходящим прямо в небо гигантом Олимпом.
Проходим красивую седловину и гора заполняет все пространство вокруг и внутри нас, заставляя сознание восторгаться от красоты природы и содрогаться от ужасов предстоящего подъема.  Бороться с силами гравитации это как будто бороться с самим собой. Делаешь шаг вверх, а хочется-то шаг вниз! И пить еще хочется, очень хочется! Но воды мало, приходится экономить.

Говерла

Самое трудное в подъеме это преодоление безумного желания остановиться, когда кажется, что воон до той скалки сил уж точно не хватит. Но на самом деле сил может быть еще много, а все эти желания - громкий голос инстинкта самосохранения, который следит за организмом, как мама за трехлетним сыном.
Начинаю подниматься и думаю "на следующих камушках придется остановиться, не вытяну в такую горку с двумя рюкзаками". Следующей мыслью ругаю сам себя за слабость характера и продолжаю идти. Понемногу наша компания теряет былую кучность, растянувшись в длинную колбасу и рядом со мной остаются лишь Ира с Валерой.  Тело входит в ритм, настраивается на рабочий лад и вскоре становится ясно, что подъем - это нормально, более того, это хорошо и правильно, а значит можно залезть на любую, абсолютно любую вершину, склон, хребет, да хоть на отвесную скалу!

свадьба на Говерле

Кстати, вот и конец подъема наметился :) Уф, пора тормознуть и подождать ребят. Мы выстраиваемся шеренгой и, взявшись за руки, преолеваем последние метры под неожиданные аплодисменты с вершины. Да тут туристы! И... свадьба!
Юрист, свидетели, все как положено. Многое я в горах видел, но свадьба - первый раз! А это мысль :) Отдыхаем, перекусываем, дополняя сухпаек удачно найденной перед самой вершиной полторашкой "Моршинской".  Вот оно, счастье! Прекрасная погода, восхитительные виды (особенно на жениха с невестой), и есть что кушать :) Все, пора на спуск! Мы спокойно топаем вниз по залитому солнечным светом каменистому склону, считая ворон и
встречных туристов.

экологический пост "Пид Говерлою"

Ага, избушка! То есть колыба :) "Экологический пост "Под Говерлой". Заглядываем: тихо, спокойно, пусто. Помнится мне последний раз я отсюда шел по кромочке, а по этой серпантинисто-траверсирующей дорожке не ходил... Надо изучить!
Сворачиваем на прекрасную маркированную тропу, постепенно превращающуюся в грунтовку и, застревая в  урожайных малинниках, подходим к первой перемычке. Слева каплычка, справа домик, стращающая табличка о платном проходе и... лесники. Ну вот, такую дорогу испортили. Тормозят, бросаем рюкзаки и я иду разбираться. Все верно: постановление, прайс, форма, документы почему-то без указания сроков действия, но есть. Ладно, чего там выпендриваться, отдаю по 20 грн с человека в обмен на небольшую квитанцию с печатью.

Ко второй перемычке, у которой я задумал разбить лагерь, ведут два пути: покороче и, соответствено,  подлиннее. Но тот, что подлиннее заметно плавнее, поэтому может быть быстрее. Ну и прекрасно, идем! Еще часа полтора веселого шагания под зеленоветвистыми елями, залитыми светом апельсинового заката и мы у цели! Костер, палатки, рисовая каша с рыбой, черничный чай и незаметный отбой.

День 4.
Расстегнув молнию, я выглянул из палатки: рядом дымит костер и кто-то гремит посудой у соседней палатки. Чуть поодаль, сразу за лагерем, начинается широченный луг и уходил куда-то бесконечно далеко, теряясь в голубоватой дымке. Из редколесья на склонах Петроса доносится хаотичное позвякивание. Пора за сыром :)
Добычей нашей экспедиции стали несколько килограммов пресной брынзы (по 50грн за кг). Хорошенько подкрепившись, мы поднимаемся к перемычке, любуясь атлантом Петросом, подпирающим небо.

Говерла

Через минуту после нас по дороге от Козмещика въезжает команда из восьми одинаковых внедорожников с поляками на борту.
- Наверх? - поинтересовались мы.
- Наверх! - отозвались поляки.
- Ну, догоняйте! - сказал я в шутку и мы с ребятами пошли по тропе наверх.
Подъем давался легко. Я решил не торопиться и спокойно шел, цокая палками по камням. Оглянувшись через пару минут, я обнаружил, что ребята заметно отстали, зато буквально в десяти метрах блестит на Солнце лысина стремительно догоняющего меня предводителя поляков. Как, меня, победителя стокилометровых гонок обгоняет какой-то джиппер?! Я подпрыгнул и побежал :) Ровно через двадцать три минуты я воткнул палки в землю возле развалин каплички на вершине Петроса, дал круг почета и уселся с фотоаппаратом на скалку, поджидая джиппера и остальных.
Петрос всем понравился больше, чем Говерла: здесь подъем живописней, мусора меньше, не так людно, а под самой вершиной можно пообедать черникой и голубикой.

*** Вариант 1 (написано в сентябре 2012го)

Насытившись видами и хорошо отдохнув, мы потопали вниз. Мне было интересно повторить свой скоростной спуск двухлетней давности, поэтому я отдал палки и фотоаппарат Маше, взял у Валеры наручные часы и рванул вперед.
Падение заняло восемь минут, что на три минуты быстрее, чем в прошлом году. Интересно, можно ли еще его ускорить без риска для жизни? Интересно, что на этот раз организм хорошо перенес почти мгновенное изменение высоты: в отличие от прошлого раза голова не болела вообще.

коровы у Петроса

Постепенно собравшись на перемычке, мы отыскали запрятанные рюкзаки и отправились по основной грунтовке на запад, к Квасам, периодически останавливаясь для дозаправки ягодами. Через 11км мы вышли к развилке с домиком, столиком и обзорной площадочкой. Обед! Только открываем паштет, как с горочки спускаются две женщины-немки и мужичок, как оказалось, нашенский, тоже гид. Поболтали и они пошли за столик к своему джипу, а мы, заморив червячка и облегчив рюкзаки отправились преодолевать последние 10км спуска к Квасам.
Сначала дорога провела нас траверсом, выдав на сладкое голубику и, довершая выполнение известного принципа "Хлеба и зрелищ", показала нам красивейшего коня, практически единорога из сказки. Дальше была развилка на смотровой площадке и, наконец, резкий спуск вниз, прервавший нашу игру в города! Ура!
Срезаем изгиб дороги по тропке и возле таблички "Берегись медведя" встречаем на дороге женщину. Да, да, одинокую живую женщину с котомкой. Она поинтересовалась количеством съеденной нами черники и голубики, поохала, поахала и отстала. Мы торопимся, дело ведь к закату. Следующим этапом нашим оказывается небольшая ферма, возле которой мы устраиваем привал. Снова стартуем и в двух шагах обнаруживаем развалины дома и колодец.

Долго решаем останавливаться на ночлег здесь или идти дальше к Квасам и с минимальным перевесом, ввиду близости фермы, побеждает второй вариант. Сумерки. Пора бы и лагерь разбить, а мы все идем. Благо Луна светит прожектором, изо всех сил нас подбадривая. Долго-ли, коротко-ли, но часов в десять мы выбрели на окраину Квасов, где Аня нашла подходящую для ночевки широкую и ровную поляну. Наутро поляна оказалась чьим-то лугом.
Поскольку вечером воды нам найти не удалось, то проснувшись раньше всех, я набил рюкзак пустыми бутылками
и осуществил прогулку в гости к гоцулам, обеспечив нам тем самым полноценный завтрак с чаем. Квасы! Это значит, основной наш маршрут завершен. В качестве бонуса я предложил сбегать на Близницу, он же Драгобрат. Спускаемся и вскоре выходим на речку, где устраиваем массовые гигиенические процедуры с купанием избранных частей наших тел и стиркой женского гардероба. Хорошо-то как! :)
Пройдя под живописным мостом, сворачиваем направо и оказываемся у минерального источника.
- А водички можна набрати?
- До черги!
Скидываем рюкзаки у стены местного магазинчика. Часть нашей компании приступает к осаде родника, Аня уходит искать жд вокзал и билеты, а мы с Машей и Темой несем вахту у рюкзаков, эпизодически совершая набеги на прилавки местного микро-магазина. Еще одной светлой мыслью был шашлык. Но в этом вопросе мы вынуждены были признать свое поражение - ни в одном из супермаркетов этого села мяса не оказалось, кроме куриного, которым и пришлось ограничиться. Еще одним разочарованием стал транспорт: маршрутки в сторону Близницы ходят не чаще раза в час, а с местными извозчиками договориться не удалось, они запросили чуть меньше 100грн с человека.
"Какая-то странная цена за 15 км дистанции", подумалось мне. Ну и ладно! Тогда просто заночуем где-то возле села, отметим окончание похода праздничным ужином и поплаваем в Тисе. Наша с Машей разведка показала наличие исключительно хорошего места для лагеря на берегу реки, красоту которого не удалось испортить даже расположившейся неподалеку стихийной свалке. Перемещаемся туда: вода есть, дров полно, площадка ровная... даже непривычно как-то )))
В процессе установки лагеря мы успели пообщаться с коровами и их хозяйкой.
- Чи можна купувати у Вас бринзи?
- Можна!
- Сильки коштуе?
- Сто гривнив за кило.
- Скильки???
В общем, бабку мы та к и не осчастливили. Тенденция довольно странная, хотя и однозначная: от 15-30 грн в Дземброне и 50 грн на Петросе до 100 грн в Квасах. Продвижение на запад сказалось и на ценах. Уже в темноте мы с Машей устроили поход за пивом и минералкой и, найдя на рельсах банку килек, вернулись помогать жарить и есть шашлык :)
Вечерние посиделки мы закончили игрой в крокодила, после чего наступил замечательный звездно-лунный отбой. Ночью лагерь неслышно покинула Аня, отправившаяся на поиски приключений во Львом на раховском  дизеле.

Утром последнего дня мы вышли на трассу, приготовившись упорно ловить транспорт и сразу остановился мужик на легковой, предложивший забрать четверых. Но основная наша компания разделяться не пожелала, поэтому  уехали мы с Машей. Но ребята стояли на остановке тоже недолго, поймали автобус и легко добрались в Ивано- Франковск.

Вот и сказочке конец, а кто прочитал Все - молодец! :)

*** Вариант 2 (написано в августе 2013го)

Нагулявшись налегке и насмотревшись самолетных видов, спускаемся на перевал к заждавшимся рюкзакам. Короткий отдых и в путь! Спуск к цивилизации обещает быть долгим, но интересным. Этой дорогой я еще не ходил, поэтому вдвойне интересно )

Первые километров 6-8 разбитая грунтовка виляет вдоль склона, совершенно не желая идти на спуск, даже иногда слегка поднимается, словно подзадоривая нас. Мы не торопимся, да и это физически невозможно с таким обилием ягодных плантаций вдоль дороги. Вот и ключевая точка маршрута - развилка в конце хребта. После резкого сократа вниз, на запад, мы попадаем обратно на грунтовку, которая уже на самом закате приводит нас к ферме. Некоторое время мы проводим в дебатах - а не заночевать ли нам прямо тут, у старого полуразвленного дома? Мнения разделяются, затем собираются обратно и мы продолжаем спуск по освещаемой ярким лунным светом мощной грунтовке, подыскивая удобные для ночевки поляны. И, как положено по закону подлости: есть поляна - нет воды, есть воды - нет поляны ))
Вконец измотавшись, дотягиваем до сравнительно ровной поляны. Стога сена, развалины избушки и шум автомобилей где-то на звуковом горизонте дают понять, что до деревни мы не дотянули совсем чуть-чуть. Разделяемся: кто-то ставит лагерь, остальные идут за дровами, а мы с Аней отправляемся искать воду, благо крутые склоны дают надежду обнаружить выходы драгоценной жидкости. И действительно, она находится, но в таких количествах, которые позволяют напиться лишь светящимся в темноте гигантским фиолетовым слизнякам.
Допив всю воду, валимся спать.

День 5.
Большой переход = здоровый сон! Но с первыми лучами Солнца жажда отрывает меня от Маши, и собрав валявшиеся бутылки, я отправляюсь на поиски. Дорога в село находится сразу, а вот и первые дома и даже бодрствующие местные жители. Заправив все емкости, тащу бесценный груз в лагерь. Утро стало добрым :)
Завтракаем и обсуждаем план на сегодня. Идей, собственно, три: найти место для ночевки, залезть на какую-нить соседнюю вершину и поесть шашлыков в честь завершения основной части похода - в любом порядке. Я, прослышав о существовании в Квасах источника минеральных вод, тащу ребят к нему. Ну, думаю, сейчас наберем целебной водички и рванем на подвиги! Ага! Попили мы водички - желающих на пол-площади.
Занимаем очередь к роднику, а заодно и в расположенную рядом кафешку. Аня отправляется на поиски мяса, я завожу знакомство с местными для выяснения расценок заброски к канатке Драгобрата. Пешком туда слишком солидно, километров 20 будет, плюс перепад высоты с километр, если на вершину лезть.
Даже налегке бежать такое расстояние желающих мало. Славно мы вчера погуляли )) Но озвученная водителями цена заставляет задуматься и над таким вариантом ))) Время поджимает, поэтому мысли о вершине приходится оставить на следующий раз. Мы с Машей отправляемся искать место для ночевки вниз по течению реки, туда где виднеется хорошая "зеленка". Туристическая интуиция меня не подвела и подходящая площадка находится быстро, правда кому-то взбрело в голову в таком чудесном месте устроить свалку - "особенности нашего гонураса".
Затариваемся куриными окорочками и переезжаем. Уф, порядок. Можно расслабиться.

Ночь в Квасах

День 6.
Вечер запомнился вылазками в село, кто на родник, а кто и за пивом к шашлыку. Последний получился на  ура! Жаль, не удалось взять к нему брынзу - цена ее у бабульки-пастушки чуть не побила тарифы сельских водил. Сезон! Да и поселок, похоже, считается знатным курортом.
Ночью от нас неслышно отделилась Аня, загрузилась в "раховоз" и отправилась через Львов на родину. Мы спокойно собрались, выкупались напоследок в быстроходной речке и пошли на трассу ловить автобусы. Почти сразу приехал какой-то таксист и за умеренную плату предложил довезти двоих до Франковска.
Мы с Машей решили воспользоваться предложением тк все остальные были одой компанией и с хорошим зазором по времени до вечернего поезда. А мы добрались до Франковска, а оттуда попутными автобусами в Тернополь, в гости к нашему "другу семьи".
Так завершилось наше карпатское путешествие. Поля ягод, поднебесные вершины, августовский лед, необыкновенно прозрачный воздух... Все это осталось в прошлом. Хотя нет, на самом-то деле в будущем!
Мы обязательно устроим еще что-нибудь эдакое в следующем году.